Предприятие как логистическая система

Предприятие как логистическая системаЛюбое предприятие можно рассматривать как производственную логистическую систему.

Вспомним определение ЛС. С позиций системного подхода к организации бизнеса можно дать следующее определение:

Логистическая система — относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением логистическим процессом для реализации корпоративной стратегии организации бизнеса.

Объектом изучения производственной логистики является предприятие и, следовательно, внутрипроизводственные логистические системы: промышленные предприятия; оптовые предприятия, имеющие складские сооружения; грузовые станции и др.

Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро — и микроуровне.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источником материальных потоков.

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах.

Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят отдельные предприятия, территориально-производственные комплексы.

Микрологистическая система интегрирует процессы производства, снабжения и сбыта, транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ предприятия. Они обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри ее и выход из системы.

Объектом логистики предприятия, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.

Специфика каждой функциональной области и ее место в общей логистической системе .

1. Отдельные функциональные цели логистики снабжения (поставок) :

В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи заготовительной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия — потребителя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики — заготовительной логистики.

На практике границы деятельности, составляющей основное содержание заготовительной логистики, определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

Цели логистики снабжения :

— расчет потребности в материальных ресурсах в соответствии с программой производства;

— правильный выбор поставщиков, сведение их количества к минимуму;

— заблаговременный запрос на материалы;

— использование единых контейнеров на протяжении длительного времени;

— минимизация запасов;

— достижение снабжения «по требованию»;

— гарантия безошибочного размещения материалов;

— интеграция снабжения и производства;

2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. Поток идет не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области — управление материальными потоками в процессе осуществления именно производства.

Цели производственной логистики :

— сокращение простоев оборудования;

— оптимизация запасов;

— улучшение использования производственных и складских площадей;

— повышение качества продукции, обязательное устранение брака;

— устранение нерациональных внутризаводских перевозок.

3. При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи распределительной логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность.

Реализация функции распределения на производственном предприятии иначе называется сбытом продукции. В сферу внимания распределительной логистики материальный поток попадает, еще находясь в производственных цехах. Это означает, что вопросы тары и упаковки, размера изготавливаемой партии и времени, к которому эта партия должна быть изготовлена, а также много других вопросов, существенных для процесса реализации, начинают решаться на более ранних стадиях управления материальным потоком.

Отдельные функциональные цели логистики сбыта (распределительной):

— поставка готовой продукции в соответствии с заявками клиентов (время, качество, цена);

— качественное складирование с минимальными затратами;

— повторное использование тары;

— обеспечение высокого уровня сервиса;

— сквозное управление изготовлением заказов до сбыта включительно.

4. При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно равные):

работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);

работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Также как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяются при организации любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

Цели транспортной логистики:

— разработка оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта;

— совместное планирование работы различных видов транспорта;

— координация работы транспорта со складскими и производственными звеньями;

— выбор вида транспортных средств;

— создание транспортных коридоров и транспортных цепей.

5. Информационная логистика .

Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволила ставить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики — информационной логистики. Объект исследования здесь — информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопряженных с материальными).

Цели информационной логистики:

— сопровождение и обслуживание материального потока;

— нахождение (размещение);

— время прибытия и (или) отправки в пункт (из пункта) размещения;

— система транспортировки;

— резервирование.

Кроме того, задачей информационной логистики является минимизация материальных потоков, замена их информационными, замена материальных запасов надежной информацией.

6. Отдельные функциональные цели логистики утилизации :

В индустриально развитых странах кроме отдельных видов деятельности законодательно обуславливаются ограничения относительно переработки отходов, что вызвано требованиями экологии. Поэтому логистика утилизации должна охватывать планирование, управление и физическую обработку отходов до допустимых норм.

логическая регрессия

логистические операции

логистическая компания это

логистические функции

логистическая стратегия

This entry was posted in Предприятие как логистическая система and tagged , , . Bookmark the <a href="http://svh-orenburg.ru/predpriyatie-kak-logisticheskaya-sistema/" title="Permalink to Предприятие как логистическая система" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.