Логистическая инфраструктура

Понятие и методы исследования логистических систем. Макрологические и микрологические виды логистических систем. Задачи системных исследований в логистике. Роль научно-практических конференций, проходящих в Москве с 1997 года, в развитии логистики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Логистические системы

1.1 Понятие логистических систем

1.2 Свойства логистических систем

2. Виды логистических систем

3. Логистическая инфраструктура

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Предмет логистики очень сложен и неоднороден, чем он и отличается от наук, изучающих смежные виды функционального менеджмента.

Логистическое управление в значительной степени воздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения в рыночных условиях многообразных хозяйственных связей. Это прежде всего относится к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, к развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях.

Эффективность логистической системы характеризуется набором показателей работы данной системы при заданном уровне логистических издержек.

Определение логистики следует трактовать как теорию и практику управления процессами движения совокупности материальных. Финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в структурах рыночной экономики. Основная концептуальная идея логистики состоит в необходимости приспособления фирмы к изменяющейся рыночной обстановке, расходуя при этом как можно меньше в данных условиях средств. В России важно определить экономические зоны первоочередного применения логистики. Монополизация существенно ограничивает возможности ее использования. При отсутствии конкуренции не остается места для логистического мышления. Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций. В противном случае невозможно создать условия для развития конкуренции, основанной на свободном выборе партнеров, ценообразовании и формировании заказов. Именно эти условия определяют наличие экономической среды, адекватной рыночным отношениям, и только при их наличии можно говорить об эффективном применении логистических систем. Для того, чтобы система могла существовать, развиваться, совершенствоваться и выживать в экстремальных условиях, она должна обладать совокупностью таких свойств, как автономность, целостность, определенный качественный уровень, внутренние связи, взаимодействие с внешним миром. Автономность системы непосредственно связана и взаимообусловлена ее целостностью, которая присуща всем устойчивым системам. Целостность есть внутренняя взаимосвязь частей системы с единой целенаправленной деятельностью. Её основой является тесная взаимосвязь отдельных частей. В сочетании с целостностью следует упомянуть такую категорию как «эмерджентность». Эмерджентными являются свойства системы, которые не присущи составляющим ее элементам, рассматриваемым отдельно, вне системы. Например, в экономике это способность государства осуществлять крупные научно-технические программы, непосильные для отдельных хозяйственных звеньев, как бы много их не было. Новые возможности могут появиться как из внешней, так и внутренней среды фирмы. Внешняя среда и те ее характеристики, которые требуют особого внимания как источники новых возможностей, могут быть разделены на такие основные области, как экономическая, политическая, техническая, идеологическая, психологическая и социологическая. (3)

1. Логистические системы

1.1 Понятие логистических систем

Совокупность систем многообразна. Любая система занимает конкретную ступень. Чем выше ступень, тем сложнее и сильнее система. Самостоятельность систем на каждом уровне подтверждается наличием отдельной научной дисциплины, для которой структура данного уровня является основополагающей системой. Для логистики же важно взаимодействие всех перечисленных структур как таковых.

Логистическая система представляет собой упорядоченную структуру, в которой осуществляется планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции.

Элемент логистической системы — функционально обособленный объект, выполняющий локальную целевую функцию.

Логистическая функция — укрупненная группа операций, однородных с точки зрения их цели и направленных на реализацию целей логистической системы.

Логистический канал — частично упорядоченное множество предприятий и организаций, осуществляющих доведение материального потока от производителя до потребителя.

Логистическая цепь — упорядоченное множество элементов логистической системы (множество предприятий и организаций, осуществляющих операции по доведению потока от одной системы до другой), интегрированных материальным (информационным или финансовым) потоком с целью анализа или синтеза логистических процедур.

Логистическая сеть — множество элементов логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам. Логистические задачи решаются не изолированно, а в комплексе.

При этом учитывается многообразие воздействующих факторов внутренней и внешней среды — технических, технологических, экономических, правовых и организационных.

Основным методом исследования логистических систем является системный метод. Любой объект при таком подходе рассматривается как комплекс взаимосвязанных подсистем, совокупность, состоящая из закономерно структурированных и организованных элементов, каждый их которых выполняет свою отдельную функцию, но все вместе они ориентированы на достижение одной общей цели. Системный подход есть систематизация и объединение предметов или знаний о них путем управления существенных связей между ними.

Одной из главных задач системных исследований в логистике является выявление и анализ законов и соотношений, общих для различных функциональных областей логистической деятельности. Междисциплинарный характер законов, понятий и методов исследований позволяет переносить их из одной сферы логистической деятельности в другую.

Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.

Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма — подъемно-транспортная техника, центральная нервная система — сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.

Общепринятое определение логистической системы гласит:

логистическая система это адоптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких: подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный, торговое предприятие и т. п.

Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логическую систему финансовые ресурсы. (2)

1.2 Свойства логистических систем

Логистическая система характеризуется следующими свойствами:

1) целостность и членимость — логистическая система представляет собой совокупность элементов, взаимодействующих между собой;

2) сложность — большое число элементов, сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций, сложная система управления, обусловливаемая воздействием на

логистическую систему значительного числа факторов внутренней и внешней среды.

3) подвижность — изменчивость параметров элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принимаемых участниками цепи поставок;

4) уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкретных условиях и под влиянием внешней среды;

5) адаптивность — способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с новыми целями и под воздействием внешней среды.(6) Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе:

Первое свойство (целостность и членимость) — система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем (при более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ниже подсистем сама разворачивается в эту сложную систему):

закупка — подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логическую систему;

планирование и управление производством — эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок, и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;

сбыт — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

Как видим, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

Третье свойство (организация): связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию. Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.)

Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

2. Виды логистических систем

Логистичесике системы делятся на:

— макрологические;

— микрологичесикие.

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем:

Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.

Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.

Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

3. Логистическая инфраструктура

В современном мире в сфере товарного обращения идут процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в рамках разветвленных сетевых структур. Крупные торговые компании ежегодно увеличивают свои обороты и свое присутствие на рынке. Именно они определяют ценовую политику и взаимоотношения с поставщиками, а также способствуют в силу своих финансовых возможностей внедрению прогрессивных торговых и информационных технологий, способствуя, тем самым, развитию современных программных продуктов. (3)

Логистическая инфраструктура — это то, что обеспечивает функционирование системы закупок, поставок, хранения и доставки до клиента. В системе управления логистической инфраструктурой выделяются следующие компоненты: общие вопросы управления логистической инфраструктурой (парк подвижного состава собственного транспорта; оборудование, которое эксплуатируется и подлежит ремонту; подъездные пути, относящиеся, например, к складскому хозяйству; складские здания и помещения; складское, производственное и коммуникационное оборудование); управление собственным транспортным хозяйством, работой подвижного состава на линии (диспетчерские службы, подразделения по планированию маршрутов движения). (9)

Заключение

В России значительную роль в развитии логистики играют ежегодные научно-практические конференции (проходящие в Москве с 1997 года), получившие с 1999 года статус Московского международного логистического форума (ММЛФ), а также международные научно практические конференции «Логистика: современные тенденции развития» (с 2002 года ежегодно проходят в Санкт-Петербурге)

На этих научных форумах рассматривались проблемы, решение которых особенно важно для становления отечественной логистики. Среди наиболее значимых результатов необходимо отметить следующие:

1. Осуществлена систематизация теоретических, методологических и практических проблем логистики и логистического менеджмента, их роли и места в системе современного бизнеса. Сформулированы основные определения и понятийный аппарат логистики.

2. Значительно расширилась и углубилась сфера распространения логистики. Наряду с закупочной, распределительной. Финансовой, коммерческой логистикой развиваются логистика сервиса, таможенная и страховая логистика, муниципальная логистика, логистика товародвижения, логистика пассажирских перевозок.

3. Сформулированы методологические основы и разработаны модели и методы формирования макро — и микрологистических транспортных систем, выявлены слагаемые качества транспортно-экспедиционного обслуживания, что особенно важно в свете реконструкции транспортной системы России, ее адаптации к мировым и европейским стандартам в связи с практикой создания в России транспортных коридоров, входящих в европейское экономическое пространство.

4. В сфере развития производственной логистики разработана концепция создания логистической системы и методов управления организационно-экономической устойчивостью фирмы в конкурентной среде, давшая значительный эффект в крупных производственных комплексах. Важнейшим фактором повышения эффективности управления фирмой с позиции логистики является определение функционального взаимодействия руководителей, функциональных менеджеров, структурных подразделений и отдельных сотрудников. Это может быть достигнуто по следующим направлениям:

— выбор рыночной концепции, адекватно обеспечивающей конкурентоспособную ориентацию фирмы;

— выбор рациональной с точки зрения логистики организационно функциональной структуры фирмы;

— упорядочение процедур принятия решения в логистической системе;

— внедрение прогрессивных методов в логистической системе фирмы.

5. Разработано научное направление транспортной логистики, связанное с возможностями глобальных информационных систем в организационном и информационно-аналитическом обеспечении транспортных операций.

Министерство образования и науки РФ утвердило в системе высшего образования специальность 062200 — Логистика (по отраслям). Профессиональная деятельность специалистов данной отрасли должна осуществляться в сфере материального производства, товарного обращения и сферы услуг. В их задачи входит обеспечение рациональной организации логистической деятельности предприятия с учетом его отраслевой, региональной и номенклатурной специфики.

Список используемой литературы

1. Амиров С. О. «Логистические системы» изд. Москва «Проспект», 2006

2. Кромнов Ю. «Основы логистики» — М. Экономист, 2009.

3. Крюков С. В. «Логистика» изд. Ростов-на-Дону, 2007

4. Медынский В. Г. Ильдеменов С. В. «Системы в логистике» — М. ЮНИТИ, 1999.

5. Простаков Д. А. «Логистика» изд. ИНФРА-М Москва, 2008

6. Ровенский Ю. А. «Логистика» — М. Электроника, 2008.

7. Хорошилов Р. «Логистика. Виды логистических систем» — М. Экономист, 2007.

8. Шумпетер И. «Логистика» — М. Прогресс, 2007.