ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Ключевые понятия: рыночная инфраструктура, логистически инфраструктура, функции логистической инфраструктуры, элементная база

логистической инфраструктуры, объекты логистической инфраструктуры.

Ключевые вопросы раздела

2.1. Исследование определений «инфраструктура» и «логистически инфраструктура».

2.2. Функции и состав логистической инфраструктуры.

2.3. Факторы влияния на размещение объектов логистической инфраструктуры.

2.4. Типология подходов к выбору места расположения объектов логистической инфраструктуры на логистическом полигоне.

2.5. Итерационный метод определения местоположения логистического объекта на логистическом полигоне.

2.6. Обобщенный алгоритм выбора места расположения объектов логистической инфраструктуры.

Уровень освоения материала раздела:

знать и понимать сущность и состав логистической инфраструктуры, факторы влияния на размещение объектов логистической инфраструктуры на логистическом полигоне, существующие подходы, используемые для выбора места расположения объектов логистической инфраструктуры;

уметь: в первом приближении определить местоположение логистического объекта в пределах указанного логистического полигона, использовать алгоритм выбора места расположения объектов логистической инфраструктуры.

Исследование определений «инфраструктура» и «логистическая инфраструктура»

На нынешнем этапе развития Украины ключевым моментом экономических преобразований любой организации, области, региона в целом государства является формирование развитой логистической инфраструктуры, организации эффективного инвестиционного процесса по сферы логистики, создания и функционирования рыночных институтов логистической направленности как наиболее значимых составляющих общей рыночной инфраструктуры.

Для исследования проблемы формирования общей рыночной инфраструктуры специалисты применяют различные подходы, в основу которых положены рассмотрение сущности инфраструктуры как одного из ключевых понятий экономики. Сейчас известными подходами являются:

• хронологический;

• генеалогический;

• структурно-логическую;

• функциональный.

Из приведенных четырех подходов существенными являются два последних, поскольку они являются более фундаментальными.

Хронология появления первых попыток использования термина «инфраструктура» в экономической литературе, исходя из ее анализа, значительной частью точно не определена. В ряде научных работ указывается послевоенный период — конец 40-х годов XX века. Именно в этот период на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию материального производства. Детальное литературный обзор позволяет указать на тот факт, что термин «инфраструктура» был введен в экономическую науку в 1955 году американским экономистом П. Розенштейном-Роданом (Р. Rosenstein-Rodari) применительно ко всем условиям общественной среды, необходимых для того, чтобы частная промышленность могла сделать первый прыжок.

Сущность любой экономической категории и методология ее становления и развития объективно предполагает раскрытие понятийного аппарата, конкретизирует содержательную часть категории. Принятая терминология помогает выявить сущность любой теории. Такой подход определяет необходимость рассмотрения проблемы с точки зрения ее происхождения и дальнейшего развития, то есть генезиса проблемы инфраструктуры.

Генеалогия термина «инфраструктура» в мировой литературе прослеживается в двух направлениях. Первое направление привязывает возникновения инфраструктуры к строительного производства, отождествляя ее с фундаментом здания, ее «каркасом» (от лат. «Infra» — под, снизу, и «structure» — споруда, размещение). Второй — связывает возникновение термина с военной сферой и трактует инфраструктуру как комплекс сооружений и коммуникаций, обеспечивающих успех военных операций. Поэтому сегодня распространены две точки зрения. Согласно одной термин «инфраструктура» был заимствован из военного лексикона, а согласно другой — из строительной отрасли.

В начале 50-60-х годов в ФРГ и США появились прогнозные разработки по развитию отраслей инфраструктуры на 10-25 лет, в которых были представлены расчеты возможного влияния инфраструктуры на темпы промышленного развития.

В экономической литературе советских ученых периода 70-80-х годов ХХ века инфраструктуру обычно рассматривали или как комплекс отраслей общего пользования, целью функционирования которых было создание необходимых условий для развития частнокапиталистических предприятий, или как совокупность инженерно-технических сооружений и объектов, обеспечивающих на определенной территории бесперебойное движение потоков грузов, людей, энергии, информации, то есть такие материально-технические условия, без которых невозможно успешное функционирование современных хозяйственных предприятий.

П. Самуэльсон отмечал, что государство сознательно идет на большие инвестиции в инфраструктуру, так как «увеличение общественного вспомогательного капитала создает обширные выгоды, от которых нельзя ждать денежных доходов для частных инвесторов, так как масштабы некоторых из них слишком велики для ограниченных рынков частного капитала, а другие будут окупаться в течение слишком длительного срока, чтобы частные инвесторы очень ими заинтересовались ».

Другой точки зрения придерживается А. Пезенти, который утверждает, что «. классические капиталовложения, которых требует от государства капитализм, должны иметь своим объектом» общественные работы «, то есть создание того комплекса условий, который сейчас называют в мире» инфраструктурой » (дорожная сеть, транспортные средства, земельный строй, финансово-кредитные учреждения и т. п.). Эти работы сокращают накладные расходы капиталистических предприятий, то есть улучшают экономическую среду, в котором те действуют, облегчая процесс обращения капитала. «.

Чтобы подойти к определению логистической инфраструктуры, необходимо отталкиваться от понятия инфраструктуры как таковой, а также ее сущности и экономических функций.

Известный исследователь данной проблемы профессор Кильского университета Р. Иохимсен в своей работе «Теория инфраструктуры» обобщил основные точки зрения представителей различных буржуазных экономических школ на природу и сущность инфраструктуры, ее функции и роль в современном капиталистическом производстве. Он дает инфраструктуре следующее определение: «Инфраструктура — это совокупность материальных, институциональных и индивидуальных условий, которые есть в распоряжении хозяйственных единиц и соответствующих выравниванию доходов, связанных с равной производительностью факторов, позволяющих при целесообразном размещении ресурсов обеспечить полную интеграцию и, возможно. самый высокий уровень хозяйственной деятельности «.

Российский экономист 1. К. Беляевский рассматривает понятие «инфраструктура рынка» и определяет ее как «совокупность вспомогательных подотраслей и средств, которые организационно и материально обеспечивают основные рыночные процессы — взаимный поиск продавцами и покупателями друг друга, товародвижения, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур «.

В. Н. Стаханов определяет инфраструктуру как «комплекс специфических трудовых процессов по производству услуг, обеспечивающих обмен деятельностью в общественном производстве и жизни человека».

Авторы работы «Инфраструктура товарного рынка» В. П. Федько и Η. Г. Федько под рыночной инфраструктурой подразумевают совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве.

Украинский ученый-экономист М. Соболев приводит следующее определение рыночной инфраструктуры: «Рыночная инфраструктура — это совокупность элементов, обеспечивающих и регулирующих бесперебойное многоуровневое функционирования хозяйственных связей и взаимодействие субъектов рыночной экономики и движение товарно-денежных потоков».

В учебно-экономическом словаре-справочнике «Рыночная экономика: основные термины, понятия и определения» термин «инфраструктура» трактуется следующим образом: «Инфраструктура — это составные части общей строения экономической жизни, имеют вспомогательный характер и обеспечивают нормальную деятельность экономической системы в целом «. В этом же издании приводятся и определения понятий «инфраструктура производственная», «инфраструктура рыночная», «инфраструктура социально-бытовая», «инфраструктура фирмы», «инфраструктура экономики».

Расхождение приведенных определений понятия «инфраструктура» достаточно очевидна, хотя каждое из них таким или иным образом указывает на роль и место инфраструктуры в современных экономических отношениях, но в то же время свидетельствует об отсутствии единого подхода в понимании сущности инфраструктуры. Таким образом, можно утверждать, что в экономике термин «инфраструктура» не имеет достаточно точного и устойчивого определения.

Анализ экономической литературы, особенно последних лет, показал, что в ней изложено достаточно разные трактовки, определения и точки зрения относительно сущности, роли и места рыночной инфраструктуры в системе национального хозяйства. Существует точка зрения, что доминирующая роль инфраструктуры является одним из проявлений особенностей монитаризму в современной экономике. Так, например, В. П. Федько, указывает, что в такой экономике получили развитие непроизводственные источники получения финансовых средств, например, туризм, сфера услуг, реализация интеллектуальной собственности, программных продуктов, сфера развлечений, торговля и др. Такое положение дает возможность государству не производить те или иные виды продукции, а закупать их в других странах, но для этого необходима именно развитая инфраструктура: авиа — и морские порты, железнодорожные и шоссейные дороги, транспорт и связь, высокоразвитая таможенная служба и др. Иными словами, для достаточно высокого экономического развития каждое государство должно развивать именно логистическую инфраструктуру. По этому поводу д-р техн. наук, проф. А. А. Смехов отмечал, что «эта инфраструктура основывается на современных достижениях науки и техники, в частности, той же кибернетики. Игнорировать процессы развития логистики было бы крайне глупо».

О признании ключевой роли инфраструктуры, вероятно логистической, в экономическом развитии любой страны Адам Смит еще в 1776 г. Указывал следующее: «Пути, каналы и судоходные реки — это мощные факторы, способствующие значительным улучшением».

Проф. Е. В. Крикавский и доц. Н. В. Чорнописька определения логистической инфраструктуры приводят следующим образом: «Логистическая инфраструктура — это система средств пространственно-временного преобразования логистических потоков (материальных, информационных, финансовых, человеческих), а также совокупность предприятий различных организационно-правовых форм, которые создают организационно экономические условия прохождения этих потоков путем создания потенциала соответствующих логистических услуг «.

В публикации [12, с. 14] приводится определение термина «Макрологистическая инфраструктура» — «это интегрированная совокупность предприятий, организаций, учреждений различных организационно-правовых форм, создают организационно-экономические условия для ускорения и оптимизации движения материального и сопутствующих его потоков, рост инвестиционного потенциала предприятий, а также обеспечивают логистическое обслуживание и эффективное функционирование всех отраслей экономики «.

В электронной публикации [13] логистическую инфраструктуру автор определяет как «каркас организации логистической работы на фирме во всем ее интегрированной комплексе».

Из приведенных выше определений логистической инфраструктуры следует, что последняя выступает тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие экономических процессов за счет оптимальной организации и своевременного использования логистики на различных уровнях управления товародвижением. В этом направлении логистическая инфраструктура должна рассматриваться как совокупность добровольно объединенных предприятий и организаций с соответствующими средствами пространственно-временного преобразования и перемещения логистических потоков (материальных, информационных, финансовых) за счет создания и предоставления транспортно логистических услуг.