Системный подход – это методология научного познания, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет увидеть исследуемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интеграционные свойства, а также внутренние и внешние связи. Системный подход предусматривает последовательный переход от общего к частному, когда в основе исследования лежит конкретная конечная цель, для достижения которой создается система. Согласно методологии системного подхода каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она складывается из отдельных разобщенных подсистем.
Логистические системы включаются в общепринятое понятие «системы», так как состоят из системообразующих элементов, тесно взаимосвязанных и взаимозависимых между собой, которые имеют упорядоченные связи и образуют определенную структуру с заранее заданными особенностями. Отличаются эти системы высокой степенью согласованности входящих продуктивных сил с целью управления сквозными материальными потоками.
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, которая выполняет те или иные логистические функции (операции), состоит из подсистем и имеет развитые внутрисистемные связи и связи с внешней средой.
Целью логистической системы является обеспечение наличия необходимого товара в необходимом количестве и заданного качества в нужном месте и в нужное время для нужного потребителя с заданными расходами.
Любая логистическая система состоит из совокупности элементов, так называемых звеньев логистической системы, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Внутрисистемные связи более крепкие, чем связи с внешней средой. Обычно они имеют циклический характер, так как отражают последовательность передачи материального и информационного потоков между звеньями соответствующей логистической цепи.
Большинству реально функционирующих на практике логистических систем, как и большинству сложных систем, присущи такие свойства:
– сложность – характеризуется такими основными признаками: наличие большого количества элементов (звеньев), сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций, выполняемых системой, наличие сложно организованного управления, влияние на систему большого количества стохастических факторов внешней среды;
– иерархичность – подчиненность элементов нижнего уровня (порядка, ранга) элементам высшего уровня в контексте линейного или функционального логистического управления;
– целостность – свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализованное только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами;
– структурированность – предусматривает наличие определенной организационной структуры логистической системы, которая состоит из взаимосвязанных объектов и субъектов управления и реализует заданную цель;
– подвижность – изменчивость параметров элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принятых участниками логистической цепи;
– уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкретных условиях и под влиянием внешней среды;
– адаптивность – способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения в соответствии с новыми целями и под влиянием внешней среды.
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Сначала закупаются средства производства, которые в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, снова хранятся и затем идут из логистической системы в потребление в обмен на финансовые ресурсы, которые поступают в логистическую систему. Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплаты денег – получения денег».
Логистические системы классифицируют по следующим признакам.
Принципиально по признаку пространственного ограничения логистические системы делятся на два типа – макрологистические и микрологистические.
Макрологистическая система – это большая логистическая система управления потоковыми процессами при участии нескольких независимых субъектов хозяйствования, не ограниченных в территориальном расположении. Выделяют такие макрологистические системы – региональные, национальные (межрегиональные) и межнациональные.
Создание макрологистических систем обусловлено необходимостью обеспечить четкое взаимодействие структур разных отраслей с целью улучшения экономического состояния на глобальном уровне. При создании макрологистических систем особое внимание уделяют согласованию интересов каждого участника независимо от его роли в созданной системе.
логистические функции и операции