1.10. Логистические аспекты деятельности предприятия

Логистика – это дисциплина, изучающая процессы управления, организации, планирования и контроля за материальными, энергетическими, информационными и финансовыми потоками, которые обеспечивают продвижение материальных и нематериальных объектов в сфере обеспечения производственного процесса и реализации готовой продукции, товаров и услуг.

Любая фирма, предпринимательская или сервисная структура в рыночных условиях является организатором своего товародвижения и сама выбирает пути этого движения на макро — и микроуровнях. В этих условиях хозяйствующий субъект не может быть заранее полностью уверен в том, что, начиная какую-либо свою деятельность, он окупит все свои затраты и будет долго и успешно ее осуществлять.

В основном задача производителя (продуцента) сводится к следующему:

• изучив потребности, спрос и предложение, определить, что нужно покупателю;

• организовать соответствующее производство и регулировать его таким образом, чтобы оно было максимально эффективным с точки зрения не только рентабельности, но и соответствия своих возможностей конъюнктуре рынка;

• создать систему обеспечения и реализации, синхронизированную по всем параметрам производственно-хозяйственной деятельности;

• обеспечить поставку продукции и товаров нужного качества в нужное время и в нужное место при минимальных совокупных затратах.

Если выполнять функции материально-технического снабжения, производства, сбыта и поставок обособленно друг от друга, то необходимо потратить огромные усилия и средства, чтобы поддержать эффективность всесторонней деятельности продуцента на должном уровне. Выход заключается в том, чтобы интегрировать многочисленные материальные, энергетические, информационные и финансовые потоки, управляя ими из единого координационного центра. Только при таком подходе рыночная эффективность производства значительно возрастает, повышается качество и конкурентоспособность продукции и товаров, совершенствуется предоставляемый покупателю сервис.

Именно логистические подразделения (центры логистики), создаваемые на предприятиях, в организациях, муниципальных образованиях, должны быть (и становятся) аналитической и организационно-управленческой структурой, которая изучает, рассчитывает, оптимизирует, планирует и организует потоковые процессы на всех уровнях как единый процесс, сводя сбои и затраты к минимуму.

Функциональная роль центров логистики в социально-экономической организации (на предприятии) состоит в планировании, управлении, контроле всех потоков не только в рамках самой организации, но и за ее пределами. Центр организует по-научному, в соответствии с требованиями логистики все виды материально-технического обеспечения, производства, сбыта и транспортных работ как единый комплекс.

В функциональном разрезе логистика может быть рассмотрена как закупочная, производственная, сбытовая, транспортно-складская, но все эти ее направления должны быть четко скоординированы в организации силами центра логистики. Им же должно организованно обеспечиваться сервисное обслуживание (сервис удовлетворения интересов покупателя, предпродажного и послепродажного обслуживания и др.). При этом проверенный производственной практикой разнообразный и надежный арсенал экономико-математических моделей (ЭММ) используется логистикой не только для минимизации производственных издержек, но и для осуществления “сквозного” их применения по всей цепочке доведения товара от источника до покупателя, обеспечивая минимум логистических издержек.

Логистическая цепь в организации – это линейно упорядоченное множество элементов логистической системы, осуществляющих последовательно по ходу “сквозного” технологического процесса операции по закупке, производству, доведению товара до конечного потребителя. Логистическая цепь обеспечения процесса производства и обращения товара представлена на рис. 1.8.

Проанализировав схему логистической цепи, можно выделить три основных звена, обладающих относительной функциональной независимостью: закупки/снабжение, производство, сбыт/распределение.

“Разработки/исследования” начинают производственный процесс, а “сервисное обслуживание” его заканчивает, полностью удовлетворяя необходимые потребности “рынка сбыта (потребителей)” вплоть до утилизации отходов. Развитие производственного процесса на предприятии происходит вдоль логистической цепи с использованием методов, применяемых и в производственном менеджменте, и в логистике.

Рис. 1.8. Логистическая цепь обеспечения производства и обращения товара

В порядке уточнения методов, применяемых в сервисных системах, подчеркнем, что эти системы обычно выступают как системы назначения (“первым пришел – первым обслужен”) и системы с резервированием, а также системы, допускающие использование эвристических методов, методов математического программирования в целях решения проблем успешного сервисного обслуживания потребителя.

Формирование логистических систем связано с глубоким изучением рынка, его тенденций и закономерностей, выбором оптимального из альтернативных вариантов, прогнозированием конечных и промежуточных процессов (явлений), синхронизацией действий на всех уровнях управления.

Подытоживая вышесказанное, следует выделить главную цель логистической системы (центра логистики) – достижение с наименьшими затратами максимальной адаптации социально-экономической организации к рыночной конъюнктуре, увеличение своей доли участия на рынке и достижение превосходства над конкурентами.

Задачами логистики в организации являются:

• осуществление сквозного планирования и контроля за потоковыми процессами в логистических системах;

• совершенствование методов организации и управления потоками;

• многовариантное прогнозирование объемов запасов, производства, перевозок и др.;

• выявление несбалансированности между потребностями производства и возможностями материально-технического обеспечения, а также между потребностями в логистических услугах и возможностями их удовлетворения логистическими системами;

• стандартизация требований к качеству логистических услуг и операций;

• рациональная организация хозяйственных связей;

• выявление »точек” возникновения потерь времени и ресурсов;

• определение стратегий перемещения ресурсов и организация транспортно-складских комплексов;

• формализация параметров функционирования логистических систем.

Частные задачи в логистике на предприятиях решаются как локальные в зависимости от их необходимости:

• быстрая реакция на конкретные требования клиентов;

• обеспечение готовности к поставкам;

• снижение и оптимизация запасов;

• сокращение времени перевозок;

• снижение затрат в различных звеньях логистической цепи;

• поддержание информационной готовности;

• определение последовательности продвижения потоков через элементы логистической системы и др.

Современные условия производства продукции, товаров и услуг характеризуются такими тенденциями:

• циклы освоения и выпуска новой продукции, товаров и услуг становятся все короче;

• период жизненного цикла товаров производственного назначения неуклонно сокращается;

• возрастают экономические риски сервисной и предпринимательской деятельности;

• потребители стремятся получить все большее количество товаров и услуг в короткие сроки и при меньших затратах;

• фактор времени на рынке приобретает особое значение и определяет другие параметры производственно-хозяйственной деятельности;

• все больше происходит выравнивание потребительских характеристик, качества и стоимости товаров в предложениях поставщиков, в то время как потребности клиентов становятся разнообразнее и сложнее;

• развивается диверсификация производства.

В заключение отметим, что в логистических системах существует логистическая синергия, т. е. эффект, возникающий в результате взаимного усиления связей этих систем между собой и с внешней средой. Положительная синергия обусловлена выполнением всеми участниками совместной деятельности своих обязательств на высоком организационном уровне.

Совместный сбыт продукции и товаров является составной частью союзов, корпораций, заключаемых между несколькими организациями. При этом увеличиваются оборот и прибыль, получаемая каждым участником, а небольшие предприятия получают еще и массу косвенных выгод (повышение престижа своей товарной марки, доступ к информации, новым идеям, ноу-хау). Объединение в целом обеспечивает общее повышение конкурентоспособности; снижает такие недостатки крупных компаний, как неповоротливость, отсутствие гибкости на рынке.

Мелкие фирмы во много раз быстрее принимают инновационные решения, оперативнее реагируют на изменения внешней среды и в то же время благодаря крупным корпорациям страхуются от возможных рисков.

Любая хозяйственная организация призвана в своей логистической деятельности опираться на систему внутренних и внешних связей. Процесс хозяйственного функционирования согласно требованиям логистики должен всегда трактоваться как единый, целостный и неразрывный. Внешние отношения организации должны способствовать обеспечению согласованности совместных действий со всеми контрагентами (поставщиками, покупателями, торговыми, финансовыми и другими деловыми партнерами).

Логистическая концепция организации производства на машиностроительном предприятии может включать в себя следующие элементы:

• отказ от производства изделий (деталей), которые не пользуются спросом;

• отказ от излишних запасов, больших объемов незавершенного производства;

• отказ от необоснованных норм времени, тарифов и нормативов;

• сокращение брака, непроизводительных затрат до минимального уровня;

• устранение простоев технологического оборудования, введение рациональной системы его технического обслуживания и ремонта;

• сокращение до минимальных значений транспортноскладских расходов с устранением неоптимальных внутрипроизводственных перемещений и т. п.;

• применив известное в экономике правило “20×80”, можно предусматривать увеличение объемов сбыта продукции на предприятии как минимум на 5% при сокращении расходов на выполнение логистических операций всего на 1%.