Логистическая цепь

Наряду с ЛС в зарубежной и отечественной литературе и логистической практике повсеместно используется понятие логистической цепи/цепи поставок (Logistical chain/supply chain). Во многих случаях эти понятия нечетко разграничены, а иногда термины «ЛС», «логистическая сеть», «логистическая цепь» и «цепь поставок» применяются как синонимы, особенно в зарубежной логистической практике и литературе, где понятие «ЛС» используется гораздо реже, чем «логистическая цепь»/»цепь поставок».

Необходимо отметить, что понятие логистической цепи в контексте цепи поставок (supply chain) в большей степени соответствует представлению отечественных специалистов об интефированной ЛС. Вот как определяют supply chain в зарубежных учебниках и словарях. Например, в словаре ANNEX цепь поставок определяется как «объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис — от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю». По существу в этом определении цепь поставок трактуется как интеграция основных функциональных сфер бизнеса (логистических функций) компании и ее партнеров от начала зарождения информационного или товарного потока до поставки продукции или сервиса в соответствии с требованиями конечных потребителей.

Похожее по смыслу определение цепи поставок имеется и в терминологическом словаре APICS, где приводятся две трактовки этого термина:

  • процесс от приобретения сырья и материалов до конечного потребления готовой продукции, связанный компаниями: поставщик — потребитель;
  • функции внутри и вне компании, необходимые в цепи добавленной стоимости для поставки продукции и сервиса потребителям.

Как видно из приведенных выше определений, акцент при рассмотрении логистической цепи (цепи поставок) в качестве объекта исследования или управления сделан на том, что цепь — это взаимосвязанная последовательность пар звеньев (подразделений компании и/или ее логистических партнеров) типа «поставщик — потребитель», по которым товар или сервис доставляется конечному потребителю, организованная таким образом, чтобы выполнялась заданная бизнес-цель. При этом не накладывается никаких жестких условий на линейную упорядоченность звеньев логистической цепи.

Большинство отечественных исследователей придерживаются мнения, что логистическая цепь — это линейно-упорядоченный набор звеньев. В частности, в терминологическом словаре А. Н. Родникова указывается, что «логистическая цепь — линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя».

В таком подходе, на наш взгляд, есть своя логика. Она заключается в следующих основных моментах:

  1. В линейно-упорядоченной совокупности ЗЛС проще анализировать издержки, оптимизировать ресурсы и принимать управленческие решения.
  2. В линейно-структурированной цепи проще распределить риски, ответственность и прибыль, как между функциональными подразделениями компании, так и между «тремя сторонами» в логистике.
  3. В линейно-упорядоченном множестве ЗЛС можно более эффективно организовать мониторинг выполнения логистического плана.
  4. Принципиальной основой выделения термина «логистическая цепь» является, на наш взгляд, методология системного анализа в отношении построения или исследования ЛС и иерархии: «ЛС (подсистема) — логистическая сеть — логистический канал — логистическая цепь», объединенная ключевым понятием ЗЛС. При этом, на наш взгляд, не обязательно накладывать жесткое ограничение на линейность цепи.

Логистические цепи, ориентированные вдоль материального потока, целесообразно анализировать или проектировать внутри самостоятельной функциональной области логистики. При этом логистическая цепь в области распределения связывает производителя/поставщика ГП с конечной точкой продаж; в области снабжения — отдельного поставщика с центральной компанией. Логистические цепи и в области производства могут рассматриваться как набор внутрипроизводственных ЗЛС, проводящих потоки МР и НП до складов ГП завода-изготовителя. Для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования логистической цепи является заказ потребителя.

Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение: логистической цепью называется множество ЗЛС, упорядоченное по основному и / или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала.

Основными причинами, приводящими к выделению логистической цепи в качестве объекта исследования, являются указанные выше моменты.

В логистической цепи могут решаться оптимизационные задачи: выбор перевозчика и таможенного брокера, замена двух логистических посредников одним — экспедиторской фирмой, перераспределение издержек на транспортировку и складирование и др.

Построение и исследование логистических цепей, сформированных по информационным и финансовым потокам, имеет большое практическое значение, так как в современном бизнесе отсутствует изоморфность основных и сопутствующих потоков. Движение МР, ГП не совпадает (несинхронно) с относящимися к ним потоками информации и денежных средств. Например, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю гораздо раньше самого товара. Момент купли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван от момента получения товара или услуги (например, при предоплате). Кроме несовпадения по времени, исследуемые потоки оторваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие эффективных логистических решений и требуют постоянного внимания логистических менеджеров компании.

Формы запроса

Новости

29.03.2017 Изучение технологии грузопереработки на существующем складском комплексе и разработка на вариантной основе эффективной технологии грузопереработки современного мультитемпературного складского комплекса в границах земельного участка площадью 6500 м 2

Разработка пяти перспективных вариантов размещения логистических мощностей и сопутствующих объектов на территории участка площадью 6,43 га. Определение требований к складскому комплексу с учетом специфики грузопереработки, планируемым объемам грузопотоков и планируемой технологии.