Функции и состав логистической инфраструктуры

Комплексное исследование природы, строения и экономических функций логистической инфраструктуры позволило выделить, по меньшей мере, две главные функции последней — это обеспечивающая и регулирующая. Первая будет состоять в обеспечении бесперебойного функционирования хозяйственных связей субъектов рыночной экономики и движения товарно-денежных потоков. При детальном анализе этой функции (обеспечивающей) оказываются и конкретные ее характеристики — для любого сегмента рынка она является внутренней, имманентной (лат. Immanens — находящийся в середине) и носит пассивный характер. Если объяснить значение данной функции, то она действительно отражает то обстоятельство, что логистическая инфраструктура находится в середине логистической системы или логистической цепи поставок. Она является «колесами» осуществление логистических активностей (логистических операций, процессов) каждого звена системы или цепи поставок. Логистическая инфраструктура располагается только в пределах того логистического полигона, который планируется обслуживать. Таким образом, в дальнейшем при формировании логистической инфраструктуры следует использовать имманентное подход, нацеленный на выявление именно ее внутреннего строения.

Вторая функция — это регулирующая. Она без сомнения является дополнением и продолжением обеспечивающей функции, так как определенным образом упорядочивает и регулирует взаимодействие звеньев логистической системы или логистической цепи поставок. В противовес первой функции, эта функция внешней и активной, поскольку регулирование логистической деятельности в пределах цепи поставок будет осуществляться непосредственно через инфраструктурные объекты. И чем они будут лучше обеспечены средствами пространственно-временной трансформации и перемещения логистических потоков, тем регулирования функционирования любым логистическим образованием будет стабильным и эффективным.

Определение функций логистической инфраструктуры обнажает специфику самой инфраструктурной деятельности и служит отправной точкой при отделены логистической инфраструктуры в общей рыночной инфраструктуре.

Логистическую инфраструктуру нельзя рассматривать как арифметическую сумму логистических объектов, обслуживающих реализацию логистических активностей, то есть отдельных логистических операций или процессов, например, транспортировки, складирования или др. Выделение логистической инфраструктуры приобретает самостоятельное значение при условии создания или логистической системы различных уровней (микро-, мезо — или макро), или логистической цепи поставок, которые выполняют ту или иную логистическую функцию или группу функций для реализации логистической стратегии. Только комплекс средств пространственно-временного преобразования логистических потоков и совокупность предприятий различных организационно-правовых форм, которые имеют единые функционально-логистическое назначения и управления и обладают определенными общими характеристиками, может считаться логистической инфраструктурой. Итак, как определяют известные американские специалисты и авторы книги «Логистика: интегрированную цепочку поставок» Дональд Дж. Бауэрсокс и Дэвид Дж. Клосс, логистическая инфраструктура «создает каркас, на котором строится система логистики и ее работа». Далее они указывают, что «к числу типичных объектов логистической инфраструктуры относятся производственные предприятия, склады, погрузочно-разгрузочные терминалы и магазины розничной торговли. Инфраструктурная сеть включает в себя информационные и транспортные объекты. Отдельные функции, такие как обработка заказов клиентов, управление запасами или вантажоперероблення, осуществляются в пределах логистической инфраструктуры «.

Исходя из приведенных выше определений логистической инфраструктуры и главных ее функций проф. Е. В. Крикавский и доц. Н. В. Чорнописька, а также Довбыш Н. А. выделяют основные ее составляющие, а именно техническую и организационно-экономическую.

Техническая составляющая логистической инфраструктуры включает в себя систему средств по превращению потока. Проф. Е. В. Крикавский и доц. Н. В. Чорнописька отмечают, что техническая составляющая в себе содержит

• на уровне региона, страны: автодороги, железнодорожные пути, воздушные порты, железнодорожные станции, контейнерные терминалы, логистические центры, различные виды и типы транспортных средств и др .;

• на уровне предприятия: склады, автомобильные / железнодорожные рампы, внутренние дороги, локализованное оборудования для перемещения товаров и информации, технические средства преобразования и перемещения материальных потоков (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Элементы технической составляющей логистической инфраструктуры (Источник: Крикавский Е. В. Логистические системы: учеб, пособие / Е. В. Крикавский, Н. В. Чорнописька. — Львов: Изд-во НУ «Львовская политехника», 2009.с. 107.)

Классификационный признак разделения элементов