3.4. Логистические операции и функции

3.4.1. Классификация логистических операций и функций

Общепринятая формулировка основной идеи логистики, согласно которой все стадии снабжения, производства, транспортировки и сбыта рассматриваются как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продукта и связанной с ним информации, возникла в соответствии со стремлением представить все названные этапы в равно детерминированном и моделируемом виде. Процессы, происходящие внутри предпринимательской структуры, и ранее были четко детерминируемы и контролируемы. Это состояние обеспечивалось однозначной системой управления и нормирования. На каждом предприятии определена вертикаль управления и подчинения, система делегирования полномочий и ответственности, существуют положения о подразделениях предприятия, совокупность должностных инструкций, технологических процессов, разрабатывается план производства, график запуска — выпуска готовой продукции и т. д. В совокупности эти документы составляют базу четкого администрирования и достижения поставленных целей. Среда обращения, в которой реализуются процессы снабжения и сбыта (издержки которых, по оценкам экспертов, составляют не менее 75% общих издержек) характеризуется как совершенно другим характером управления, так и более высоким уровнем неопределенности.

Перед логистикой встала задача сопряженности и сочетаемости в экономико-математических моделях этих достаточно отличающихся друг от друга сфер. Для этого потребовалась подробная структуризация процессов, протекающих в сфере обращения, что и нашло свое отражение в формировании системы логистических операций и функций, которые стали одними из фундаментальных понятий логистики.

Логистической операцией (logistical operation) называется любое элементарное действие или их совокупность, приводящие к преобразованию параметров материальных и/или сопутствующих им информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащие дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.

К логистическим операциям относятся, например, такие действия с материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п.

Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления грузов и т. п.

Логистическая операция может рассматриваться как самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков |73|.

К логистическим операциям следует отнести не только погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские операции (которые обычно исчисляются бухгалтерским методом), но и коммерческие операции по формированию хозяйственных связей, подбору деловых партнеров, процесс принятия предпринимательских решений (исчисленные на основе экономического метода с учетом возможной альтернативной стоимости указанных составляющих). Логистические операции подразделяются на внешние, направленные на реализацию логистических функций снабжения и сбыта, и внутренние — для реализации логистических функций фирмы.

Трансакционная природа логистики предопределяет разделение логистических операций на одно — и двухсторонние, связанные с переходом права собственности на товар и страховых рисков с одного юридического лица на другое, с добавленной стоимостью или без таковой. Наиболее часто встречающимися логистическими операциями являются складирование, хранение, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, перемещение ресурсов внутри фирмы (internal inventory transfer), а также сбор, хранение и обработка информации, адекватной данному материальному потоку.

Степень детализации логистических операций зависит от следующих основных факторов:

— вида логистической системы (микро-, мезо — или макроуровень);

— характеристик окружающей экономической среды; видов и параметров основных и сопутствующих потоков; целей логистических стратегий, концепций, технологий и базовых систем;

— комплексных показателей эффективности логистики;

— имеющейся или проектируемой системы учета, контроля и мониторинга показателей логистического плана (системы логистического контроллинга);

— корпоративной информационной системы, поддерживающей логистику;

— технологии и техники моделирования логистических бизнес-процессов и т. д.

Декомпозиция логистического процесса до уровня однозначно детерминированного набора операций — сложная и трудоемкая задача. Она решается обычно на уровне фирмы в рамках построения информационно-управляющей модели предприятия, выбора соответствующей корпоративной информационной системы и моделирования логистических процессов.

Эффективность планирования и принятия решений в логистических системах во многом определяется правильно построенной корпоративной базой данных по логистическим операциям, являющейся частью общей базы данных корпоративной информационной системы. При этом на каждую логистическую операцию должны быть отнесены затраты финансов, времени и труда, что является базой для нормирования затрат ресурсов в компании и позволяет эффективно контролировать показатели логистического плана.

Укрупненная группа (совокупность) операций, однородных с точки зрения их цели и направленных па реализацию корпоративных целей логистической системы, представляет собой логистическую функцию.

Понятие «логистическая функция» достаточно широко распространено в практике бизнеса и в литературе по логистике, однако оно часто варьируется на уровне контекста в зависимости от объекта исследования или позиции исследователя. С практической точки зрения выделение логистических функций связано с теми же основными факторами, что и детализация логистических операций. Классификация логистических операций и функций представлена на рис. 3.6.

Рис. 3.6. Классификация логистических операций и функций

На микроуровне логистической функцией принято считать обособленную совокупность логистических операций, выделенную с целью повышения эффективности управления логистическим процессом и степени управляемости логистикой организации бизнеса.

На уровень агрегирования логистических операций в функции влияют: отраслевая и продуктовая специализация, корпоративная и логистическая стратегии, организационная структура управления фирмой, логистическая инфраструктура, корпоративная информационная система.

Обособление логистических функций чаще всего напрямую связано с выделением в компании структурных подразделений службы логистики или отдельных менеджеров, отвечающих за управление запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой, таможенным оформлением грузов и т. п.